Амурская область и Бурятия вошли в тройку регионов России с наибольшим количеством незаконных рубок по итогам дистанционного мониторинга в 2022 году, раньше в лидерах была Сибирь.
Фото: Александр Рюмин / ТАСС.
Мнение экспертов о такой перемене разделилось: кто-то считает что бизнес на Дальнем Востоке стал чаще нарушать закон, кто-то отмечает, что наоборот, усилился контроль, поэтому за предпринимателями следят внимательнее.
Для дистанционного мониторинга лесов используются данные информационной системы "Учет древесины и сделок с ней" и материалы космических снимков. Контролируют те регионы и лесничества, где активно развита заготовка и переработка древесины, а также отмечались факты незаконной рубки. Площадь такого мониторинга постоянно расширяется, так в 2022 году она была увеличена с 212 до 220 млн га.
"В 2021 году в числе нарушителей были регионы Сибири — Иркутская, Томская области и Красноярский край. Систематический мониторинг дал положительные результаты — количество нарушений в этих регионах снизилось на 33%. За последние три года объем незаконных рубок в России по результатам дистанционного мониторинга снизился в 3 раза, что говорит о его эффективности. Больше всего нарушений с помощью дистанционного мониторинга в 2022 году было выявлено в Амурской, Свердловской областях и Республике Бурятия. На их долю пришлось 46,5% фактов рубки, имеющей признаки незаконной", — отметила замруководителя Рослесхоза Анастасия Винокурова.
В ведомстве отмечают, что по результатам выездных проверок органами исполнительной власти субъектов в 2022 году подтверждено более 2 тыс. случаев нарушений лесного законодательства, выявленных с помощью дистанционного мониторинга, с общим объемом рубки, имеющей признаки незаконной, порядка 300 тыс. м3. Дальше с материалами будут работать правоохранительные органы.
Как отметил глава хабаровского краевого отделения Всероссийской общественной и культурно-просветительской экологической организации Владимир Сидоров, доступных лесных лесных ресурсов на Дальнем Востоке становится все меньше.
"Для того, чтобы удовлетворить потребность в ресурсах, предприятия начинают идти туда, куда раньше не шли: водоохранные зоны, склоны, а также леса, которые раньше рубить было невыгодно. Важный момент, что цифровизация отрасли сейчас позволяет нам получать более достоверную информацию. На Дальнем Востоке дефицит кадров, поэтому специалисты не успевают следить за всей территорией, так что благодаря технологиям мы сейчас можем видеть достоверную картину", — отметил Сидоров.
Председатель Общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов считает, что количество выявленных нарушений не всегда говорит о том, что стали больше нарушать, возможно, стали больше заниматься выявлением нарушений.
"К департаменту Рослесхоза по ДФО (Дальневосточному федеральному округу — ред.) много лет были вопросы по эффективности работы. Усилиями общественности, в том числе и нашего Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства, в 2021 году удалось привлечь внимание к критической ситуации в лесном хозяйстве Дальнего Востока. В итоге уже больше года Департамент возглавляет новый руководитель, Сироткин Максим Геннадьевич, который сразу включился в работу, и уже заметно, что его команда работает значительно более эффективно, нацелена на серьёзное улучшение ситуации. Отсюда и результат — стало больше выявляться нарушений лесного законодательства", — рассказал Морозов.
Также, по его словам, ситуация в Приморье стала улучшаться после прихода в регион в 2021 году нового министра лесного хозяйства и охраны животного мира Константина Степановна.
"Но работы там ещё очень много, как и в других регионах РФ", — отметил Морозов.
Источник: ecoportal.su